Статьи и публикации
Выбор автозапчастей: оригинал или дубликат.
Попробуем разобраться.
Одна группа людей считает, что надо покупать исключительно оригинальные запчасти, то есть запчасти с клеймом завода-изготовителя и их высокая цена - следствие особого контроля и выверенных технологий. Другая группа считает, что важнее низкая стоимость детали. Третья группа пробует найти золотую середину в этом вопросе, покупая часть автозапчастей с клеймом завода, часть от сторонних изготовителей.
На самом деле существует 4 группы автозапчастей: оригинальные запчасти, запчасти от заводских поставщиков, запчасти от сторонних производителей, запчасти от упаковщиков.
Оригинальные запчасти. Для автомобильного завода, который по сути является только сборщиком машин, самостоятельное производство комплектующих, как правило, не имеет смысла. Автомобильный концерн заказывает детали на стороне, устраивая среди предполагаемых поставщиков тендер. Концерн выдвигает ряд жестких требований по качеству, срокам и ритмичности поставок и победителю достается большой контракт на поставку автозапчастей. Обычно это компании с мировым именем, известные производители деталей. К сожалению, большинство из нас не владеют информацией о том, какой производитель делает ту или иную деталь для данной модели автомобиля, информация чаще всего является конфиденциальной. Требования к качеству и характеристикам деталей могут превышать базовые требования отраслевых стандартов. Победителю в тендере выдается техзадание, в котором указаны основные параметры, на основании которых поставщик конструирует деталь, изготавливает и отправляет часть из них на сборочный конвейер автоконцерна, часть - на склады дилерских автосервисов, предварительно упаковав эти детали в коробки со значком автоконцерна. Изготовителей одной и той же детали может быть и несколько (например, на Mercedes ставят фары фирм Hell и Bosh), они могут меняться, а по закону, автосборщик обязан обеспечивать рынок оригинальной запчастью в течении десяти лет с момента окончания выпуска модели авто.
Запчасти от заводских поставщиков. Изготовители оригинальной запчасти поставляют свою продукцию не только автоконцернам, но и в магазины и неавторизованные сервисы. Естественно, в этом случае они продаются только с логотипом выпустившего их завода, без клейма производителя автомобиля.
Запчасти от сторонних производителей. Это производители, не имеющие договоренностей со сборщиками автомобилей. Обычно такая фирма покупает деталь или узел, разбирает его и по образцу конструирует собственную автозапчасть. Такая запчасть перед выпуском в продажу обязательно должна быть сертифицирована и не всегда является точной копией оригинальной запчасти, может содержать собственные доработки, секреты и ноу-хау фирмы-изготовителя. Характерный пример - отдельно изготовленные шаровые опоры для машин, в которых, по замыслу автопроизводителей, опора меняется только вместе с рычагом.
Запчасти от упаковщиков. Подавляющее большинство запчастей, выпущенных производителями с мировыми именами, продаются со штампом и в упаковке других, не менее известных фирм. Понять финансовые выгоды этого довольно сложно, еще сложнее узнать объемы закупок и имена истинных производителей. Например, изготовитель фильтров может продавать собственную фильтровальную бумагу своим конкурентам, а все мировое изобилие разноименных приводных ремней, на самом деле выпускаются лишь пятью заводами.
За и против. Получается, что людям, не желающим вдаваться в подробности производства автозапчастей, лучший вариант - покупка оригинальных запчастей.
В представительствах автозаводов высокую цену на оригинальную запчасть объясняют рыночными отношениями: продажную стоимость определяет местный маркетинговый отдел, исходя из ситуации на рынке. Кстати, прайс-листы представительств компании в разных странах, могут сильно отличаться друг от друга. В этом случае более дешевая цена не будет означать подделку, а лишь маркетинговую политику в данной конкретной стране по данным запчастям. Ставя на деталь свой значок, автоконцерн берет на себя гарантийные обязательства и несет всю ответственность за качество детали. Каждый автозавод имеет специальное подразделение, которое занимается контролем качества комплектующих (в случае обнаружения брака обычно отбраковывается вся партия). Бывали случаи, когда автоконцерн отзывал целые партии автомобилей, если вдруг на конвейер "просочился" брак какой-то важной детали. То есть, делаем вывод, что переплачивая за деталь с логотипом завода сборщика автомобилей, мы платим за гарантию качества, а не только за логотип.
По мнению представителей крупнейших поставщиков запчастей - GKN, Febi Bilstain и ZF (торговые марки Sachs, Boge, и Lemforder), покупка оригинальной автозапчасти экономически нецелесообразна. По их словам, нет никакой разницы между деталями, поставляющимися на конвейер и на афтемаркет. Все производится по единому технологическому процессу, подчинено стандарту предприятия и проходит одинаковый контроль, причем независимо от того, в каких странах расположены заводы концернов. «Двигатели Audi собираются в Венгрии, но это не мешает называть качество сборки немецким. Поэтому нет смысла делить амортизаторы Bilstain на «немецкий» и «румынский» - подчеркнули в офисе Febi. Точно так же нет разницы между ШРУСами Spidan, Lobro и GKN - все это торговые марки одного концерна, в упаковках - абсолютно идентичные изделия со штампом GKN.
Случаи преждевременного износа «неоригинала» его производители обычно списывают на нарушения технологий ремонта и большое количество подделок китайского производства, попадающих в нашу страну, как ни странно, через Прибалтику.
Считать детали «от упаковщика» вторым сортом совершенно неправильно. Выбирая детали, мы думаем, что выбираем изготовителя, хотя на самом деле выбираем торговую марку. Запчасть, выпущенная на одном и том же станке, может продаваться под самыми разными логотипами и иметь разную стоимость. В принципе, детали, поступающие на конвейеры и афтемаркет от известных производителей, одинаковы. Исключение - случай, когда автосборщик отказывается, по причине упавшего качества, от своего поставщика.
В этой ситуации поставщик свое производство не останавливает, а перебрасывает свою, достаточно кондиционную, но не удовлетворяющую требованиям автоконцерна, продукцию, на афтемаркет. Одно и то же предприятие может выпускать детали разного качества, если изначально они предназначены для разных рынков. Например, широко известные глушители Walker, позиционируемые производителем как «сменные» и известные только в узком кругу глушители Gillet, поставляемые исключительно на конвейеры. Делаются они на одном заводе, но в разных цехах. Т.е. если нужно сохранить первоначальные свойства машины и при этом не переплачивать за оригинальную автозапчасть, необходимо устанавливать автозапчасти сегодняшних поставщиков автозавода.
Однако, сделать это непросто. Во-первых, взаимоотношения между автоконцернами и изготовителями деталей не афишируются. Во-вторых, сами автозаводы могут ограничивать поставки на афтемаркет. Такое происходит всегда, если автозавод участвует собственными деньгами в разработке нового узла. Ограничения могут быть оговорены и при размещении на предприятии заказа.
Конечно, заставить владельца машины покупать только оригинальную запчасть. автопроизводители не способны, однако дилерские автосервисы не оригинальную запчасть не ставят, даже если автозапчасть от конвейерного поставщика. А чтобы не было соблазна покупать детали и ремонтироваться на стороне, желающим сэкономить грозят немедленным снятием нового автомобиля с гарантии. На самом деле, установка, например, не оригинальных тормозных колодок может повлечь отказ от гарантийного ремонта только в том случае, если будет доказано, что поломка какого-либо агрегата произошла по вине этих самых колодок. Тем не менее, на новые модели автомобилей не оригинальные запчасти спросом не пользуются, соответственно, и выпускать их невыгодно.
Можно добавить еще только то, что окончательный выбор делать, конечно, ВАМ.
Можно купить оригинальную запчасть, заплатив за нее довольно высокую цену, но получив гарантию "200%", можно попробывать отыскать производителя этой запчасти и купить абсолютно такую же запчасть по более низкой цене, и конечно, можно купить совсем уж недорогую реплику "родом из Прибалтики".